Чертова дюжина
Очень рАзно ведут себя люди при поиске работы…
При этом ошибки совершают – ОДИНАКОВЫЕ.
Позавчера прошел очередной бесплатный семинар «Все вопросы о поиске работы – кадровику!»
Один из слушателей прокомментировал это так:
«Все советы для людей, которые никогда не искали работу. Для студентов, не прошедших ни одного собеседования. Вот моя должность предполагает совсем иной подход. Зачем заморачиваться такой ерундой, как выверка дат в резюме…»
Мне не довелось встречаться именно с этим человеком на собеседовании – но остальные (причем – почти 100%) грешат типичными промахами.
Сегодня я выкладываю Чертову дюжину ошибок при собеседовании J
часть 1
1. Опоздание
Взгляд работодателя: Кандидат непунктуален, не уважает время работодателя. Приходите за «золотые» 10 минут до назначенного времени, чтобы у вас была возможность собраться с мыслями и произвести хорошее впечатление. Плюс к этому вы получите шанс присмотреться к обстановке в офисе, манере общения и поведения ваших потенциальных коллег, да и просто ПОЧУВСТВОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО - «посмотреть по сторонам»: висят ли на стенах поздравления с днем рождения или приказы о штрафах и наказаниях.
Взгляд соискателя: Лучше прийти не раньше чем за 10 и не позже чем за 5 минут до назначенного времени. Это время для того, чтоб прийти в себя, подготовить документы. Заодно стоит осмотреться в офисе – вы успеете понять принятые нормы поведения, познакомиться с обстановкой в офисе. Эти 5минут могут дать вам информации больше, чем подробное штудирование сайта компании. В идеале – посетите уборную или курилку, тогда вы получите информацию, на которую ни в одном источнике больше рассчитывать не можете.
Выход из ситуации: Если чувствуете, что опаздываете – позвоните с дороги, предупредите о сроке приезда. Если уже опоздали – спокойно извинитесь, и максимально быстро переходите к переговорам (нет смысла рвать на себе рубаху и посыпать голову пеплом).
2. Нарушение дресс-кода
Взгляд работодателя: Первое впечатление о вас собеседник составляет за 3-5 секунд. Выберите одежду спокойных тонов, ближе к классическому стилю. Лучше спокойно идти на встречу, с запасом времени, иначе рискуете влететь в офис, раскрасневшимся, всклокоченным, судорожно хватая воздух. Джинсы, яркие цвета, декольте, обнаженные плечи, спины, животы – исключены даже при идеальной фигуре и юном возрасте.
Взгляд соискателя: Предпочтительнее – брюки или юбка с блузкой. Помните про прическу, зубы, ногти и дезодорант (от духов лучше отказаться, трудно угадать вкус вашего собеседника).
Выход из ситуации: При прочих равных – добрать солидности и произвести впечатление всегда проще за счет строгого костюма J
3. Нарушение делового этикета (элементарных правил поведения: приветствовать (в том числе секретарей и персонал офиса), прощаться, убрать жвачку перед началом собеседования, выключить или перевести на вибрацию телефон)
Взгляд работодателя: Все выше перечисленное не только элементарная вежливость. Это уважение к человеку, с которым общаешься. А тем более – планируешь сотрудничать, работать в его компании. Если претендент не соблюдает - значит с соискателем достаточно сложно общаться: он человек неуравновешенный, возможно, даже очень конфликтный. А про жевание, курение, похмельный синдром – без комментариев.
Взгляд соискателя: Перефразируя Заведующего детского сада в «Джентльменах удачи»- «Вежливость – лучшее оружие претендента». В конце встречи следует обязательно поблагодарить собеседника за приятную беседу и уделенное (не потраченное - уделенное!) вам время. Хорошим тоном в деловом мире считается отправка в течение двух рабочих дней после проведенного собеседования письма с благодарностью (follow-up letter, post-interview letter). Российские работодатели пока не избалованны такими «изысками», и у вас есть реальная возможность выделиться из общей массы соискателей.
Выход из ситуации: Будьте вежливы и доброжелательны. Как в «Красотке» - «Ты очень привлекательна, когда улыбаешься и не сутулишься». Даже если ваш собеседник задерживается, а у вас нет возможности его дождаться, подойдите на ресепшн, объясните ситуацию и оставьте свои координаты и просьбу связаться с вами для обсуждения подходящего времени встречи. элементарных правил поведения: приветствовать (в том числе секретарей и персонал офиса), прощаться, выключить или перевести на вибрацию телефон перед началом собеседования.
4. Незнание информации о компании
Взгляд работодателя: Вы почти гарантированно услышите вопрос «Почему наша компания? Почему эта должность?». И он не подразумевает ответа «Я хотел на собеседовании поподробнее узнать о вашей вакансии». Любой работодатель хочет быть Единственным J, даже если он знает, что вы отправляете множество резюме. Собеседование – не время для Ваших вопросов типа «Расскажите мне о Вашей компании», «Чем Вы занимаетесь?» и т.п.
Взгляд соискателя: Подготовьтесь к беседе. Узнайте максимум возможной информации о той компании, куда хотите устроиться на работу. А еще лучше о секторе рынка, в котором работает фирма. Кадровое агентство может не дать конкретную информацию о предполагаемом работодателе, но о том, чем вам там придется заниматься, несомненно, сообщит. Кандидат, который обладает большей информацией, всегда имеет преимущество перед менее осведомленными соискателями. Информации никогда не бывает слишком много, запомните это.
Выход из ситуации: Если вы все же не успели подготовиться заранее – подъезжайте на собеседование с запасом в несколько минут. Осмотритесь. Послушаете о чем вокруг говорят. Почитайте стенды\доски объявлений. Иначе говоря – совершите разведку боем J Узнайте о компании в самой компании. Тогда адаптировать рассказ о своих знаниях и умениях вам придется прямо на собеседовании.
5. Неграмотная речь, некорректное использование профессиональных терминов, жаргонизмов
Взгляд работодателя: Первая, логично возникающая мысль - о непрофессионализме кандидата. Сомнение в квалификации специалиста. И если это заметно даже «невооруженным глазом» на этапе первого знакомства, то каков же он будет «при исполнении» рабочих обязанностей?
Взгляд соискателя: Грамотная речь – один из критериев оценки вас как профессионала и ваших навыков самопрезентации. В первую очередь, это касается позиций, которые предполагают высокий уровень коммуникабельности соискателя, его умение общаться на самых разных уровнях с клиентами и партнерами компании.
Выход из ситуации: Понаблюдайте за свое речью (лучше – попросите кого-то из знакомых), если вы употребляете допустимые только в определенных случаях выражения, во время собеседования исключите их. Сгладить негативное впечатление вы можете, написав письмо, адресованное вашему собеседнику и написанное без грамматических и пунктуационных ошибок подчеркнуто литературным языком.
6. Заученные ответы
Взгляд работодателя: «Для меня важна самореализация», «Я хочу работать в стабильной компании», «На первом месте для меня хороший коллектив»… Такие (и им подобные) фразы звуча т на собеседовании постоянно. При попытке расширить понятие – что же вложил человек в это красивое слово – «самореализация» - натыкаешься на удивленный взгляд и лепет «ну… чтоб работа была интересная»… Часто соискатели используют избитые, заученные фразы, и, как показывает практика, даже не вникают в их смысл…В итоге получают массу дополнительных вопросов, раздражение обеих сторон и плачевный итог собеседования.
Взгляд соискателя: Да, удобно прочитать статью «Ответы на 10 самых распространенных вопросов при приеме на работу». И вопросы, действительно, кадровики задают похожие. Но если вас серьезно рассматривают на данную позицию – могут не удовлетвориться трафаретом. Потому заранее подготовьте к стандартным ответам (если уж решили использовать именно их) свое личное пояснение. Что это для вас: карьерный рост, самореализация, четкое распределение функциональных обязанностей и т.д. P.S.: кадровики тоже читают статьи в интернете ;)
Выход из ситуации: Составите заранее рассказ о себе – мини презентацию на 2-3 минуты. Обратите большее внимание на профессиональные достижения, чем на биографические данные. Когда будете говорить – внимательно смотрите на рекрутера. Заметили, что какой-то пункт рассказа вызвал интерес (а тело и дыхание собеседника обязательно это покажут!) – углубитесь в подробности. А если заметили, что «Остапа понесло» - срочно останавливайтесь, и спасайтесь юмором J заготовьте заранее какою-то забавную историю из своей рабочей биографии – и сами отвлечетесь, и кадровик не заснет.
7. Спор с интервьюером
Взгляд работодателя: Часто, когда мы волнуемся, неуверенны в себе - начинаем спорить и вести себя в некоторой степени агрессивно. Претенденты не исключение. Начинают давить на потенциального работодателя, задавать излишне много вопросов. Некоторые строят из себя «доку», подсознательно стремятся к доминированию.
Взгляд соискателя: «Умейте отстаивать свое мнение – работодатели это любят». Я процитировала одну из недавних соискательниц (она прочла об этом в статье о прохождении собеседования). Да, в этих словах есть доля истины, но грань столь тонка, что можно пережать…
Выход из ситуации: Обходите острые углы, закругляйте опасные вопросы. Например: «Все работают по-разному», «В каждом коллективе свои традиции». Никогда не вступайте с работодателем в диспут, держите паузу, слушайте, и если хотите высказать собственное мнение, то делайте это с уважением.
Продолжение здесь http://yulia-portland.ru/article/vse-o-poiske-raboty/chertova-dyuzhina-prodolzhenie
Юлия Портланд
Комментарии
Добавить новый комментарий