Я - ОК, Ты - ОК. Путь к личному счастью. Сценарий Победителя

Жизненный сценарий.

Самая важная часть сценарного решения — это жизненная позиция.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом:

1. Я — ОК или 2. Я — не ОК;

3. Ты — ОК или 4. Ты — не ОК.

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1. Я — ОК, ты — ОК;

2. Я — не ОК, ты — ОК;

3.Я — ОК, ты — не ОК;

4. Я — не ОК, ты — не ОК.

Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненных позиций. 

Некоторые авторы называют их основными позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями. Они представ­ляют собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях, что означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей.

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций». Ребенок, который выбрал позицию «Я — ОК, ты — ОК», скорее всего выберет сценарий победителя. Он считает, что его любят, и принимает решение о том, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих. Если ребенок избирает позицию «Я — не ОК, ты — ОК», то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Для согласования своей основной позиции со сценарием он построит его вокруг тем. связанных с преследованием и проигрышем другим людям.

На первый взгляд, позиция «Я — ОК, ты — не ОК» может быть основой для выигрышного сценария. Однако такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других людей. Он может вести себя подобным образом, достигая своих целей лишь путем неустанной борьбы. Возможно, окружающим его людям надоест быть приниженными, и они отвернутся от него. Тогда он из победителя превратится в побежденного. Для проигрышного сценария характерна позиция «Я — не ОК, ты — не ОК». В этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не ОК. Таким образом, его сценарий будет разворачиваться вокруг сцен, в которых он отвергает других, а другие отвергают его.

 

Происхождение жизненных позиций. В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций. Берн считал, что «жизненная позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать решение, основанное на более раннем опыте». Другими словами, по Берну, сначала идут решения, принятые в раннем детстве, а затем — жизненные позиции, которые принимаются в более позднем детстве с целью оправдать ранее принятые решения. Например, младенец может принять следующее решение: «Никогда в жизни я больше никого не полюблю, так как мать не любит меня». Затем он оправдывает это решение, начиная верить в то, что «меня никто никогда не полюбит», что переводится как «Я — не ОК». Если маленькую девочку оскорбляет отец, она может решить: «Я никогда больше не буду доверять мужчинам, так как отец плохо обращается со мной». Затем она обобщает это и приходит к убеждению, что «мужчинам нельзя доверять» или «ты (они) — не ОК».

По мнению Клода Штайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше, уже в первые месяцы кормления ребенка. Для Штайнера позиция «Я — ОК, ты — ОК» находит свое отражение в приятной атмосфере взаимозависимости между сосущим ребенком и его матерью. Он приравнивает ее к позиции «основного доверия», описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном, которая «представляет собой такое состояние дел, при котором младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним».

Штайнер считает, что вначале все дети начинают с позиции «Я — ОК, ты — ОК». При этом ребенок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. Некоторые дети само рождение воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, перейдя из состояния «основного доверия» по Эриксону, в состояние принципи­ального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представ­лением о себе и окружающих, ребенок начинает писать собственный сценарий.

Таким образом, Штайнер согласен с мыслью Берна о том, что жизненные позиции оправдывают сценарные решения. Однако, по Штайнеру, сначала принимаются жизненные позиции, а после этого сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность «основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека». 

Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал. Каждый взрослый человек имеет собственный сценарий, основанный на одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не находимся в избранной позиции все время, а каждую минуту нашей жизни можем менять жизненные позиции.

Франклин Эрнст разработал метод анализа этих переходов, который он назвал ОК Коррал (рис. 12.1). Вместо термина ОК Эрнст использует выражение «ОК с собой», что помогает акцентировать внимание на том, что чувство ОК имеет отношение к моим представлениям о себе и моим представлениям о тебе.

Рис. 12.1. ОК Коррал: Сетка для выяснения того, что происходит

 

Верхняя часть таблицы Коррал по вертикали обозначает позицию «Ты — ОК», нижняя часть — «Ты — не ОК»; по горизонтальной оси справа мы имеем позицию «Я — ОК», слева — «Я — не ОК», при этом каждый квадрант отражает одну жизненную позицию.

В ТА часто для краткости термин ОК обозначают знаком «+», а не ОК — знаком «-», слово «ты» сокращают до «т». Таким образом, четыре жизненные позиции записываются в упрощенной форме: Я+Т+, Я-Т+, Я+Т- и Я-Т-.

На рис. 12.1 представлен один из вариантов Коррал, каждая из четырех позиций которого имеет свое название. В оригинальной диаграмме Эрнста этих названий нет, однако, они часто используются другими специалистами по ТА. Франклин Эрнст утверждает, что каждая на детских позиций находит себе место во взрослой жизни в виде определенного социального взаимодействия, которое он назвал действие. Названия этих действий приводятся на диаграмме Коррал. Если мы вовлекаемся в одно из этих действий из эго-состояния Ребенка без подключения осознания, то, скорее всего, придумаем сценарное оправдание для соответствующей жизненной позиции. Однако, у нас есть и другой выбор — подключить Взрослого и действовать осознанно, достигая таким образом желаемого социального результата.

Я — ОК, ты — ОК: сотрудничество. На работе меня встречает босс с кипой бумаг. Он говорит: «Вот данные, которые мы ожидали. Я отметил, что надо сделать. Будьте добры, проконтролируйте и сообщите о выполнении работы». «Хорошо, сделаю», — отвечаю я. Согласившись с распоряжением босса, я решил для себя, что могу выполнить это задание и оно мне приятно. Я считаю, что босс поступил правильно и разумно, поручив мне это задание. Таким образом, занимаю позицию «Я — ОК, ты — ОК». При этом босс и я сотрудничали при выполнении порученного нам дела.

Каждый раз, когда при взаимодействии с другими людьми я исхожу из этой позиции, то укрепляю свое убеждение в том, что я и другие люди в мире — ОК.

Я не ОК, ты ОК: уход. Я сажусь за стол и открываю первую страницу доклада. Краем глаза вижу, что кто-то склонился надо мной. Это — мой коллега, на лице которого написано неудовольствие. По выражению его лица я прекрасно понимаю, зачем он ко мне подошел. Он будет бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета, а затем все равно поступит по-своему. Пока он не подошел к моему столу и не начал говорить, у меня есть два выбора: я могу войти в сценарий или ответить ему из Взрослого.

Сценарное действие: Я вхожу в сценарий и занимаю позицию «Я не ОК, ты ОК». При этом говорю себе: «Мне нет никакого дела до жалоб этого человека, мне просто не до них. Однако он будет говорить, не замечая, что я работаю. Нужно уйти отсюда! » Не слушая, о чем говорит коллега, я говорю: «Извини, Джим, я должен на минутку выйти! » — и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, вздыхаю с облегчением. Я ушел от Джима в соответствии со сценарием. Поступая таким образом, я усилил убеждение своего Ребенка в том, что Я не ОК. а другие — ОК.

Действие Взрослого: Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: «Сейчас я не желаю слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Если он заговорит, то его уже не остановишь. Самый лучший выход из создавшейся ситуации — уйти из комнаты». Не успевает Джим открыть рот, как я говорю: «Да, Джим, плохи дела. Но сейчас у меня нет времени. Я должен идти в библиотеку, чтобы проверить данные по этому докладу. Надеюсь, что ты решишь свои проблемы». После этого беру доклад и выхожу из комнаты. Таким образом, с помощью осознания Взрослого я выбрал действие — уход из создавшейся ситуации.

Я ОК, ты не ОК: избавление. Спустя десять минут я возвращаюсь в офис, готовый приступить к изучению доклада. В этот момент дверь отворяется и появляется мой помощник. Он говорит: «Плохие новости. Помните, вы давали мне задание напечатать один материал? Я закрутился и забыл о нем. Сейчас все сроки прошли. Что мне делать? »

Сценарное действие: Я могу ответить ему из позиции «Я ОК, ты не ОК». В резком тоне говорю своему помощнику: «Что тебе делать? Делай, что хочешь, но исправь положение! Я больше не хочу тебя слушать, пока ты не выполнишь задания, понятно? » Говоря это, я испытываю сердцебиение и начинаю кипеть от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: «Ни на кого нельзя положиться, пока сам не сделаешь работу! » При этом я избавился от помощника, придумав сценарное оправдание своему убеждению, что Я ОК, а другие — не ОК.

Действие Взрослого: Я отвечаю своему помощнику: «Ты должен исправить положение. Сейчас у меня срочное дело. Иди и подумай, как можно выполнить задание в кратчайший срок. В четыре часа доложи о результате». Я вновь склонился над докладом, давая понять, что разговор окончен. В этом случае я избавился от помощника и спокойно могу заниматься своими делами. При этом мы оба остались в позиции ОК.

Я не ОК, ты не ОК: выжидание. Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дома: «Случилось что-то страшное! Лопнула труба и вымок весь ковер, прежде чем я отключила воду! »

Сценарное действие: В этом случае я могу принять позицию «Я не ОК, ты не ОК». При этом говорю себе: «С меня достаточно. Надоело все это. И на помощника тоже нельзя положиться. Все без толку». Я вздыхаю в телефонную трубку: «Послушай, с меня доста­точно. И так весь день одни неприятности» — и не дожидаясь ответа, вешаю трубку. Я чувствую себя уставшим и подавленным. Между тем внутренне вновь убедился в правильности своего убеждения, что другие люди — не ОК.

Действие Взрослого: Решив остаться во Взрослом, я отвечаю так: «Послушай, сейчас ничего не поделаешь. Подожди, пока я не приеду домой, а там посмотрим, что можно будет сделать». В этом случае я избрал выжидание.

Изменение личности и ОК Коррал. Хотя мы используем позиции всех квадрантов диаграммы Коррал, но у каждого из нас есть один любимый квадрант, в котором мы проводим большую часть времени при проигрывании нашего сценария. Этот квадрант и будет основной позицией, которую мы приняли в детстве.

Позиция «Я ОК, ты ОК» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. При этом я действую с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности. Если в детстве я принял позицию «Я не ОК, ты ОК», то скорее всего буду проиг­рывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Неосознанно я буду избирать неприятные чувства и поведения, чтобы «подтвердить» правильность своей жизненной позиции. Если у меня есть нарушения в психике, то мне могут поставить диагноз: невроз или депрессия. Если я написал хамартический сценарий, то, вероятно, моей расплатой за него будет самоубийство.

Позиция «Я ОК, ты не ОК» означает, что в основном я проживаю свой сценарий из оборонительной позиции, стараясь возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать меня как подавляющего других, нечувствительного и агрессивного человека. Хотя термин паранойя часто применяется для определения этого состояния, он также используется в психиатрических диагнозах при расстройствах психики человека. При этом в сценарии побежденного третьей степени финальная сцена может включать убийство или нанесение вреда другим людям.

Если в младенчестве я избрал основную позицию «Я не ОК, ты не ОК», мой сценарий будет проигрываться из бесплодной позиции. В этом случае я полагаю, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и я сам. Если я написал банальный сценарий, то паттерном моего поведения будет недостижение (выжидание) большинства поставленных жизненных целей. Если мой сценарий хамартический, я, скорее всего, сойду с ума.

Как и все остальные аспекты сценария, жизненная позиция может быть изменена. Это может произойти в результате глубокого анализа сценария (инсайта), терапии или какого-то сильного внешнего воздейст­вия. Часто процесс изменения характеризуется движением по квадрантам диаграммы Коррал в определенной последовательности. Если первона­чально человек большую часть своего времени проводит, исходя из позиции Я-Т-, то следующим его шагом может быть переход в позицию Я+Т-. Через некоторое время после пребывания в этом самом важном для него квадранте он сместится в Я-Т+. Конечной целью изменения является увеличение времени, проводимого в позиции Я+Т+, пока она не станет предпочтительной.

Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям часто необходимо пройти позицию Я-Т+. Однако, терапев­тический опыт говорит о том, что Я+Т- является часто оборонительной позицией против Я-Т+. Младенец, который решил, что «Я — ОК, а все остальные не ОК», занимает эту позицию, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей беспомощности и приниженного положения по сравнению с родителями. Для того чтобы измениться уже как взрослому человеку, ему необходимо прожить эту детскую боль и освободиться от нее.

Отрывок из книги ЯН СТЮАРТ, ВЭНН ДЖОЙНС. СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

 

 

Наш канал видео - постоянное обновление в темах Созависимоть, Сценарий жизни, Отношения - подписывайтесь, получайте видео первыми https://www.youtube.com/@Yportland 

Мы в Телеграм https://t.me/yportland

Присоединяйтесь к сообществу в вк https://vk.com/y_portland Терапевтическая группа\консультация - записывайтесь в w/a 8916 16 12 072

Если вам понравился этот  материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или tweeter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

Рассказать друзьям

Комментарии

Добавить новый комментарий

Отмена