12 родительских посланий - как они повлияли на вас?

 

То, как человек проживет свою жизнь, счастливо или нет, здоровым или больным, довольным или раздраженным, богатым или в  состоянии «мало» - закладывается уже к полутора годам. Это сценарий, программа жизни.

К 6-7 годам она уже полностью сформирована.

Эрик Берн Описал жизненный сценарий и предложил термин "родительские приказания" (проклятия) и драйверы. О драйверах мы расскажем позже. Сегодня про 12 токсичных посланий (на нашем сайте есть серия видео про Ядовитые родительские послания).

про ЯДОВИТЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ смотрите:

Родительские послания бывают как позитивными, так и негативными. Ниже я попробую перечислить и дать краткое описание самых распространенных негативных родительских посланий:

Не живи (не будь)

 

 

 

Механизм: Родитель что-то говорит ребёнку, но ребёнок в этом слышит другой смысл: если его не будет, то родителям станет хорошо.

Фразы, которые запускают послание “Не живи”:

  • Если бы не ты….
  • Когда ты родился, мне пришлось…
  • я тебя 20 часов рожала, и ты меня всю порвала
  • До твоего рождения… (рассказ о чем-то хорошем)
  • После твоего рождения… (далее о чем-то плохом)
  • Твоё рождение – это моя ошибка / необдуманное решение и т.п.
  • Я хотела сделать аборт, но меня отговорили / я не собиралась рожать
  • Ты родился в трудное время / неудобное время / слишком рано / слишком поздно)
  • Мы хотели мальчика, а родилась ты (и наоборот)
  • Он у нас такой хороший, сидит тихонько в своей комнате и играет в свои игрушки. Нам не мешает

Что слышит ребёнок:

  • Я причина родительских страданий
  • Я виноват в несчастье родителей
  • Напрасно я родился. Я виноват в своём рождении
  • Я родился не вовремя
  • Лучше бы я не рождался
  • Если я умру, мои родители (все) будут счастливы
  • Я не должен жить
  • Я не должен жить своей жизнью

Чем всё может закончиться:

Получая послание «Не живи», ребёнок начнёт вырабатывать программу самоуничтожения:

  • Болезнь (часто - много разных болезней, или одна очень серьезная)
  • Жизнь с постоянным чувством вины за своё рождение
  • Жизненное поведение, при котором человек ведёт себя так, как будто он другой человек (не живёт своей жизнью)
  • Зависимости - Алкоголизм / наркомания (способы медленного самоубийства)
  • Трудоголизм (тяжелая работа, постоянная занятость, отказ от отдыха)
  • Самоубийство

Не расти (не будь взрослым)

Механизм: Родитель что-то говорит, а ребёнок слышит в этих словах, что как только он станет взрослым, то родителям станет плохо (или что родители перестанут его любить). Поэтому ребёнок принимает неосознанное решение всегда оставаться ребёнком.

Фразы родителей, которые активируют послание “Не расти (не будь взрослым)”:

  • Все малыши такие хорошие, милые!
  • Я так люблю маленьких детей
  • Маленькие дети все хорошие, а потом …
  • Мы с папой хотели развестись, но решили подождать, пока ты подрастёшь

Что слышит ребёнок:

  • Чтобы меня любили, я должен быть маленьким
  • Как только я вырасту, меня перестанут любить
  • Если я вырасту, мои родители разведутся

Чем всё может закончиться:

  • Такой человек будет инфантильным, не будет брать на себя ответственность за свою жизнь
  • Интересы и деятельность не будут соответствовать возрасту
  • Внешность, стиль одежды и т.д. (Со спины пионерка, с лица пенсионерка)
  • Будут трудности на каждом шаге взрослой жизни (провалы на экзаменах, плохая успеваемость, трудности на работе)
  • Такому человеку трудно создать свою семью

Будь взрослым (не будь ребёнком)

Механизм: Pодитель что-то говорит, но ребёнок слышит в этих словах другое: пока он ребёнок, он в не выгодном для себя положении (его не любят или он не может что-то получить). Поэтому он решает быть взрослым (и не быть ребёнком).

Фразы, которые активируют послание “Будь взрослым”:

  • Ты уже взрослый, ты не можешь так поступать (говорит мама, скажем, 3 летнему сыну)
  • Ты уже большая, ты старшая
  • Ты уже взрослый, ты должен поступать так-то и так-то
  • Прекрати вести себя как ребёнок!
  • Когда ты вырастешь, тогда и поговорим!
  • Когда начнешь бриться, тогда и задашь этот вопрос
  • Помолчи, мал еще!
  • Вот вырастешь - и тогда...

Что слышит ребёнок:

  • Ребёнком быть неправильно. Правильно быть взрослым
  • Дети глупые. Умные только взрослые. Если я хочу быть умным, надо быть взрослым.
  • Слушают только взрослых. Если я хочу, чтобы меня слушали, надо быть взрослым.
  • Играть – плохо, веселиться нельзя
  • Нельзя пачкаться
  • Нужно быть взрослым и заниматься только взрослыми делами

Чем всё может закончиться:

  • Человек плохо понимает, чего ХОЧЕТ. Зато точно знает, что НАДО.
  • Во взрослой жизни такому человеку будет трудно проявлять эмоции. Их придётся по большей части скрывать, что может привести к психосоматическим заболеваниям
  • Такому человеку будет трудно заниматься делами, связанными с творчеством
  • Такому человеку будет трудно развлекаться, он не умеет играть и веселиться
  • Он не понимает, чего он хочет; что ему нравится. Может ощущать бессмысленность происходящего
  • Такому человеку всегда скучно. Он не может понять, зачем он живёт, работает

Сказка про Пушистиков (что такое позитивные поглаживания и почему мы их экономим) == >>

Не будь собой

Механизм: Родитель что-то говорит, но ребёнок слышит в этих словах послание, что он не должен быть тем, кто он есть. Он должен быть кем-то другим. Это часто "замещающие" дети, которые родились после смерти старшего брата или сестры.

Фразы, которые активируют:

  • Мы хотели девочку, а родился ты (и наоборот)
  • Мы хотели здорового ребёнка, но ты родился с …
  • Мы хотели, чтобы у тебя глаза были светлые (темные), но ты родился с …
  • Мы очень переживали смерть первого ребёнка и решили родить еще
  • Ты очень похож на своего дедушку / прадедушку / тетю / брата и т.д.
  • В нашей семье ты займёшь место (имя мёртвого родственника)

Что слышит ребёнок:

  • Я не должен быть собой. Я должен быть другим
  • Я не могу выглядеть так, как сейчас выгляжу
  • Чтобы родители меня любили, мне надо измениться, чему-то соответствовать
  • Я должен поступать и думать так, как от меня ждут другие. Только тогда меня будут любить.

Чем всё может закончиться:

  • Человек будет считать себя некрасивым. Будет постоянно «совершенствовать» свою внешность. Как крайний вариант - пластические операции, как минимум - спорт, стремление к "идеальной" внешности. Но всё равно он будет стремиться стать другим
  • Человек будет всё время ощущать себя не тем, кто он есть. Будет стремиться стать другим. Но изменившись и «став другим», он не сможет почувствовать себя счастливым, ведь он «должен быть другим»…
  • Будут трудности в принятии самостоятельных решений. Мнение окружающих может оказаться решающим
  • Будет плохо понимать свои чувства и эмоции
  • Будет жить “c оглядкой на других”

видео-уроки по этой теме смотрите:

Не будь счастливым (не чувствуй себя хорошо)

Механизм 1: Родитель что-то сказал / рассказал, после чего ребёнок, услышав свою интерпретацию, не может чувствовать себя хорошо / быть счастливым.

Механизм 2: Другой вариант: для того, чтобы получить желаемое нужно быть несчастным (чувствовать себя плохо).

Ситуации, которые активируют послание “Не будь счастливым”:

Для механизма 1:

  • Ситуация, когда родители твердят ребёнку о том, как они страдали ради того, чтобы вырастить ребёнка / одеть / накормить / дать ему образование. Ребенок, понимая, что ради него так страдали, испытывает чувство вины, но отплатить «долг» не может. Поэтому быть счастливым он тоже не может.

Для механизма 2:

  • Ситуация, когда больной ребёнок всегда получает много любви и внимания со стороны родителей. Болезнь становится удобным способом получить желаемое
  • Ситуация, когда родители уделяют ребёнку мало эмоционального внимания в ситуациях его успеха и много внимания в ситуациях неуспеха
  • Ситуация, когда у ребёнка один из родителей или родственников (бабушка / дедушка) болен и за счёт этого получает все, что хочет

Что слышит ребёнок:

  • Для того чтобы меня любили, нужно страдать\болеть
  • Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым
  • Я не должен быть счастлив
  • Я не должен быть счастлив, пока моя мама / мой папа страдает / болеет
  • Я не должен быть счастлив пока не сделаю счастливыми всех вокруг

Чем всё может закончиться:

  • Такой человек может начать много болеть (или одна болезнь, которую никак не вылечить)
  • Такой человек может часто сталкиваться с финансовыми трудностями (так как решения о карьере он принимает сквозь призму «Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым»)
  • Такой человек, став богатым, может начать много болеть
  • Такой человек, будучи успешным на работе, будет испытывать неудачи в любви (и наоборот)
  • Такой человек может стать несчастным во всем

Не привязывайся (Не будь близким)

Механизм: Ребёнок растёт в семье, где родители плохо переносят утраты чего-либо или кого-либо, печаль и горевание запрещены. В результате ребёнок приходит к мысли, что если он будет к кому-то сильно привязан, то после утраты будет слишком сильно переживать. Для ограждения себя от этих травмирующих переживаний он решает не привязываться сильно к чему бы то ни было.

Чем всё может закончиться

  • Такой человек будет испытывать трудности в отношениях и  любви.
  • В отношениях он будет стараться держаться отстранённо. При "угрозе" близости - будет рвать отношения или создавать обстоятельства, что партнер сам ушел.
  • Воспитывая своих детей он будет проявлять мало эмоций и держаться отстранённо
  • Будут трудности в установлении контактов

Ты ничего не умеешь (ты ничего не можешь)

Механизм: Родители постоянно твердят ребёнку, что он что-то плохо сделал, что они (или кто-то другой) это делают лучше. Упрекают за все ошибки. Сравнивать. Не дают возможности потренироваться (уже после первой неудачной попытки они сообщают ему, что у него ничего не получилось и не получится). В результате ребёнок приходит к выводу, что он ничего не умеет, и уметь не будет.

Фразы, которые запускают послание “Ты ничего не умеешь”:

  • У тебя не получится!
  • Ты не умеешь! Отойди!
  • У тебя руки не из того места растут
  • Это слишком сложно для тебя, отойди
  • дай, я сама сделаю бустрее и лучше
  • Ну, кто так делает?
  • Руки-крюки, руки не из того места растут
  • Так не делают!
  • Не трогай, сломаешь
  • Вот он умеет это делать, а ты нет. Посмотри, как он хорошо это сделал
  • Опять сломал?
  • С твоими-то руками… Я удивлен, что ты вообще за это взялся!
  • Не трогай, а то сломаешь
  • У тебя ничего не получится
  • Яблоко от яблони недалеко падает (В случае, если ребенок задумал сделать что-то, что его родитель делать не умеют)
  • Мы “голубых кровей ”, поэтому делать этого не умеем
  • Не можешь – не берись!

Что слышит ребёнок

  • Я не умею это делать
  • Я ничего не умею
  • Я – это тот, кто ничего не умеет
  • У меня руки растут “не из того места”
  • Остальные все могут, а я нет
  • У остальных все получается, а я ничего не могу.

Чем всё может закончиться

  • Такой человек будет испытывать трудности в выполнении дел. Негативная установка «ты ничего не умеешь» будет мешать этому человеку хорошо выполнить свою работу. Поэтому выполненная работа будет иметь невысокое качество или не будет завершена.
  • Такой человек будет стараться избегать выполнения работы. Будет стараться сделать так, чтобы эта работа досталась другому
  • Такой человек может начать сильно придираться к качеству выполнения работы другими людьми

Не требуй внимания

Механизм: Родители уделяют ребенку мало внимания или не интересуются подробностями жизни ребёнка (что было в садике / школе и т.д.)

Фразы, которые активируют послание “Не требуй внимания”

  • Нет, мне сейчас некогда, иди, поиграй у себя в комнате
  • Почему ты нас отвлекаешь, видишь у нас важный разговор?
  • Помолчи, дай нам пообщаться
  • Не мешай, не лезь
  • Мне некогда
  • Я занят
  • Мне надо работать / учиться / готовить
  • Иди, поиграй с кем-нибудь ещё
  • Займись пока чем-нибудь другим, поиграй сам

Что слышит ребёнок

  • Если я хочу, чтобы меня любили, я не должен никому мешать
  • Я не должен требовать внимание
  • Я не имею право на внимание других людей
  • Я никому не нужен

Чем всё может закончиться

  • Такому человеку будет трудно говорить о своих потребностях, трудностях и проблемах. Без этого трудно добиться помощи, поддержки и взаимопонимания
  • Трудно будет проявляться, достигать успехов.
  • Невыраженные потребности будут приводить к их неудовлетворённости. С неудовлетворёнными потребностями трудно испытать счастье
  • В случаях затруднений при выполнении работы такому человеку будет трудно попросить о помощи
  • В учебном заведении при непонимании материала, такой человек не будет переспрашивать преподавателя. Поэтому новый материал может оказаться непонятым

Будь безупречен

Механизм: Родители требуют от ребёнка выдающихся достижений во всём.

Фразы, которые активируют

  • Ты должен выиграть эти соревнования
  • Можно было и лучше
  • Ты должен получить за это хорошую отметку
  • Как ты мог проиграть? Это ужас! Это провал!
  • Ты должен выполнить это лучше всех
  • Ты должен получать только пятёрки
  • Мы не должны из-за тебя краснеть
  • Мы хотим гордиться тобой

Что слышит ребёнок

  • Я должен быть безупречным во всём
  • Меня любят, только если я достигаю / получаю только пятерки
  • Всё, что я делаю должно быть сделано идеально
  • Хорошо – это мало. Нужно сделать на отлично. Лучше всех!
  • Если я сделаю что-то плохо, меня не будут любить

Чем всё может закончиться

  • Такой человек будет стремиться быть успешным во всём, даже в тех делах, где не требуются высокие достижения
  • У него будет повышенная тревожность
  • Такой человек будет стремиться получить победу любой ценой
  • Он будет испытывать трудности в коллективе
  • Такие люди ориентируются скорее на похвалу, нежели на процесс, на удовольствие и на качество работы
  • Такие люди подвержены манипулированию
  • Вследствие того, что на выполнение дел у таких людей тратится больше сил, чем этого достаточно, они часто страдают хронической усталостью.

видео-тест: Отравлена ли я? http://yulia-portland.ru/article/rasstanovki/video-test-otravlena-li-ya 

Не думай

Механизм: Родители всячески не допускают самостоятельных мыслей ребёнка. Либо ему не разрешают думать на определённые темы (секс, алкоголь, агрессия, развлечения и т.д.), вместо этого предлагая думать на другие темы, либо родители и вовсе всё время думают за ребёнка.

 

Фразы, которые активируют послание “Не думай”

  • Даже и не думай об этом…
  • Думай не об этом, думай о том
  • Ты не должен думать об этом
  • Не думай, просто сделай, как я говорю
  • Ты откуда такой умный взялся?
  • Нашёлся тут умник…
  • Твоё мнение никого не интересует
  • Тебя не спрашивают!
  • Думаешь, что все знаешь?
  • Думаешь, самый умный?
  • Он всегда делает, как я говорю, никогда не спорит, не перечит. Молодец!
  • Мне нравится, что он всегда со мной согласен

Что слышит ребёнок

  • Я не должен думать
  • Об этом думать нельзя
  • Можно думать только об этом и об этом
  • Другие все знают лучше
  • Я глупый
  • Пусть другие думают, а я буду только выполнять

Чем всё может закончиться

  • Такой человек будет испытывать трудности в принятии собственных решений
  • Такому человеку будет трудно осваивать новые области. Он будет бояться перемен, ошибок.
  • Такие люди подвержены манипулированию
  • Такие люди нуждаются в ком-то, кто будет принимать за них решения. Они будут склонны к зависимости от других людей

Не чувствуй

Механизм: Родители не поощряют или блокируют проявление эмоций и чувств у ребёнка. Возможно, у родителей у самих заблокированы какие-то эмоции и чувства

Фразы, которые активируют послание «Не чувствуй»

  • Тебе не горячо! Нормальная вода
  • Тебе не жарко, ведь на улице холодно
  • Тебе не больно
  • Что значит, не хочешь есть? Ешь!
  • Что значит, тебе каша не нравится? Она вкусная!
  • Ужас! Ты не должен быть таким сердитым
  • Нет, это не обидно
  • Тут ничего страшного нет
  • Ты еще не устал!
  • Ты устал, ты не можешь сейчас хотеть играть
  • Чай вкусный только с двумя ложками сахара!
  • Не ешь это. Это невкусно

Что слышит ребёнок

  • Я не должен чувствовать это
  • Я не могу чувствовать это
  • Я не должен чувствовать и испытывать эмоции
  • Эмоции нельзя проявлять

Чем всё может закончиться

  • Такому человеку будет трудно разобраться в своих эмоциях, чувствах и потребностях
  • Такому человеку будет трудно устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми
  • Такому человеку будет трудно проявляться сострадание, эмпатию, а значит трудно понять других людей

Позитивные родительские послания

К счастью, родители могут дать и позитивные предписания. Это послания, которые дают ВЫБОР! Вот некоторые из них:

  • Можешь быть тем, кем хочешь
  • Ты можешь думать то, что хочешь
  • Ты можешь чувствовать то, что чувствуешь
  • Ты можешь выбирать
  • Делай что хочешь, и отвечай за последствия
  • Будь собой!

Если в первый раз встретильсь с темой Родительских посланий - их механизм и принципы работы могут показаться сложноватыми. Просто поразмышляйте над этим, понаблюдайте за собой и другими... Основная идея: родитель что-то говорит, но ребёнок слышит "свой перевод" смысла (из контекста). Часто он совсем не такой, как думает родитель.

Все эти родительские предписания на самом деле даются детям из лучших побуждений. Родителеи действительно хотят лучшего для них! Просто сами они ограничены своим сценарием, потому результат такой.

Текст этой публикации взят из  открытых источников.

Видео-уроки про ЯДОВИТЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ смотрите:

Запись на консультацию к Юлии Портланд через администратора w\a 8 916 16 12 072

Наш канал видео - постоянное обновление в темах Созависимоть, Сценарий жизни, Отношения - подписывайтесь, получайте видео первыми https://www.youtube.com/@Yportland 

Мы в Телеграм https://t.me/yportland

Присоединяйтесь к сообществу в вк https://vk.com/y_portland 

Терапевтическая группа\консультация - записывайтесь в w/a 8916 16 12 072

Если вам понравился этот  материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или tweeter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

 

Рассказать друзьям

Комментарии

Добавить новый комментарий

Отмена